Т-34-85 (60) БМП-1 (24) БТР-60 (19) Т-34-76 (18) ИС-2 (15) МТ-ЛБ (15) Т-72 (15) Т-80 (15) СУ-100 (14) ИС-3 (13) Т-55 (13) ИСУ-152 (11) Т-26 (11) StuG III (10) БТР-80 (10) Т-62 (10) БРДМ-2 (8) БТР-70 (8) Sherman (7) танковый музей (7) PzKpfw III (5) БМД-1 (5) СУ-76 (5) Т-64 (5) Т-70 (5) PzKpfw II (4) БМП-2 (4) КВ-1 (4) КВ-1с (4) Русский Остин (4) Т-54 (4) Charioteer (3) Goliath (3) Marder II (3) Tgbil m/42 KP (3) БРДМ-1 (3) БТ-5 (3) Т-10М (3) Т-38 (3) бронеавтомобиль "Тигр" (3) 2С1 «Гвоздика» (2) 2С3 «Акация» (2) 2С6 «Тунгуска» (2) 2С7 «Пион» (2) 2С9 «Нона-С» (2) Comet (2) Half-Track M3 (2) M3 (2) Panssarimuseo (2) PzKpfw IV (2) PzKpfw VI «Tiger» (2) Renault FT-17 (2) Tank Destroyer M10 (2) Vickers (2) БА-64 (2) БРМ-1К (2) БТ-7 (2) БТР-40 (2) ЗСУ-57-2 (2) ИС-3М (2) КВ-2 (2) ОТ-Т-34-76 (2) ПТ-76 (2) Т-20 (2) Т-60 (2) Т-80. (2) Т-90 (2) "Мста" (1) 2С19 «Мста-С» (1) 2С4 «Тюльпан» (1) AMX-13 (1) Centaur (1) Churchill Avre Tank (1) Churchill Crocodile (1) EWK Gillois (1) Hetzer (1) JagdPanzer (1) Landsverk Anti (1) Landsverk II (1) Leopard (1) Leopard 2 (1) M3 Grant (1) M3 Stuart (1) M4A2 Sherman (1) M5 (1) Marder III (1) Mark IV (1) Mark V (1) Matilda IV (1) Musee des Blindes (1) PzKpfw 38(t) (1) PzKpfw II Ausf. L «Luchs» (1) PzKpfw V Panther (1) Royal Army Museum Brussels (1) Sd Kfz 251. (1) SdKfz 10/5 (1) SdKfz 2 (1) Sexton (1) Strv-103C (1) WZ502G. (1) Whippet (1) АСУ-57 (1) АСУ-85 (1) АТ-П (1) Б-4 (1) БА-20 (1) БМП-3 (1) БР-2. (1) БРДМ-1. (1) БРЭМ (1) БРЭМ M32 (1) БТ-7А (1) БТР-152 (1) БТР-82 (1) БТР-Д (1) Битва на Сомме (1) Бронеавтомобиль "Руссо-Балт" (1) Бронеавтомобиль "Фиат" (1) ВТ-55 (1) ГМП-54 (1) Д-8 (1) ЗСУ-23-4 «Шилка» (1) Зиновий Колобанов (1) ИМР (1) ИС-2М (1) ИСУ-122 (1) ИТ-1 (1) КВ-85 (1) КРУГ (1) КУБ (1) Ка-Ми (1) Ке-Ну (1) М-16 (1) МС-1 (1) Мста-С (1) ОТ-130 (1) С-300В (1) СНАР-10 "Леопард" (1) СУ-57 (1) СУ-85 (1) Т-18 (1) Т-28 (1) Т-44 (1) Т-46 (1) УР-77 Метеорит (1) Ха-Го (1) Центральный Музей Вооруженных Сил (1) Чи-Ха (1) Шилка (1) Шинхото Чи-Ха (1) бронеавтомобиль "Остин-Путиловский" (1) об.140 (1) об.167. (1) об.781 (1) ракетный танк (1)

Страницы

3 мая 2016 г.

Возвращение Шерманов

Поступления по ленд-лизу за 2014-2016 годы.
Автор материала Глеб Криворучко.

Продолжение истории см.здесь.













Альбом: Возвращение Шерманов

Ленд-лиз - государственная программа, по которой Соединённые Штаты Америки поставляли своим союзникам во Второй мировой войне боеприпасы, технику, продовольствие, медицинское оборудование и лекарства, стратегическое сырьё, включая нефтепродукты.
11 марта 1941 года Конгресс США принял закон о ленд-лизе  и понеслось... Одних только Sherman M4 было выпущено 49 234 танка (не считая танков канадского производства), а Американский самолёт с Русской душой, любимец Красных соколов, BEEL P-39 Airacobra был выпущен в количестве 9584 штук. Без счёта - БТР, грузовиков, джипов, паровозов, снарядов, патронов, рельс, кубиков сублимированного борща, яичного порошка... США поставили нескольким десяткам стран антигитлеровской коалиции (в том числе основным: Великобритании, СССР, Франции, Китайской республике) товаров на общую сумму 610 миллиардов долларов (в ценах 2008 года).
Навыпускав кучу добра, затарив все склады, перед США встал вопрос, как все эти подарки доставить на континенты где идут сражения. Решение было найдено, когда кто то предложил «а давайте построим 2751 транспортных кораблей типа «Liberty». Идея понравилась и с 1941 по 1945 было выпущено 2710 кораблей, построили бы и ещё 41 корабль, но тут Япония взяла и сдалась. Всего на постройке кораблей типа «Liberty» было занято 18 верфей (не считая многочисленных субподрядчиков), и в 1943 выпуск составил в среднем 3 судна в день.














И вот, 11 марта 1945 года транспорт «Thomas Donaldson» типа «Liberty» под комадованием капитана Роберта Хэддена в составе конвоя JW-65 вышел из залива Фёрт оф Клайд (Шотландия). На борту судна находился груз общим тоннажем 7679 тонн (включая 6000 тонн вооружения, военной техники, продовольствия, а так же подвижного железнодорожного состава на верхней палубе) и возможно десять танков Sherman M4A2(76)W.


JW-65 был одним из последних полярных конвоев. В его состав входили 24 транспорта (16 американских, 7 английских, 1 норвежский), 2 танкера и 20 кораблей охранения (2 эскортных авианосца, 1 легкий крейсер, 7 корветов, 9 эсминцев, 1 сторожевой корабль) под командованием вице-адмирала Далримпл-Гамильтона.
17 марта 1945 года немцы перехватили радиопереговоры союзников, это позволило немецкому командованию развернуть на подходе к Кольскому заливу группу «Хаген» в составе тринадцати подводных лодок, семь из которых 20 марта 1945 года атаковали конвой в 20 милях от входа в Кольский залив.
Сначала отличилась U995, которая торпедировала и повредила транспорт "Horace Bushnell" типа «Liberty». который чуть позже был отбуксирован на мель в районе посёлка Териберка буксиром М-12 и спасательным судном "Память Руслана". Груз был снят советской стороной, а в 1949 году судно было снято с мели, отремонтировано и до 1978 года использовалось в советском рыболовном флоте под именем «Память Кирова» в качестве судна снабжения.


Затем успешно выпустила торпеды U968, которая сначала торпедировала британский шлюп HMS «Lapwing». Экипаж был спасен эсминцем «Сэведж».


Затем, спустя час, торпеда U968 попала в машинное отделение транспорта "Thomas Donaldson". Взрыв торпеды вывел из строя силовую установку судна. Капитан, опасаясь взрыва боеприпасов, приказа команде покинуть корабль. "Thomas Donaldson" был торпедирован в 6 милях от мыса Кильдин-Норд. Команду подобрал корвет HMS "Bamborough Castle" и вскоре капитан и 8 членов экипажа вернулись на поврежденный транспорт, что бы принять тросы с корвета, который вскоре начал его буксировку. Согласно советским данным, корвет буксировал судно, пока не лопнули тросы, после чего снял с него людей и ушел. Пришедший ему на смену советский буксир М-35 продолжил буксирование транспорта, но спустя несколько минут после начала буксировки, "Thomas Donaldson" затонул в пяти кабельтовых от берега в районе мыса Лихой и маяком Кильдин-вест. По одной версии – торпедирован немецкой подводной лодкой U-995. По другой – остатки британского экипажа, покидая судно, сами открыли кингстоны.
Остальные суда и корабли охранения 21 марта прибыли в Мурманск.
Единственной потерей немецкой стороны в ходе атаки конвоя стала подводная лодка U-997. Она была повреждена глубинными бомбами и была вынуждена вернуться в Норвегию для ремонта. Остальные подводные лодки группы «Хаген» продолжили действие на союзных коммуникациях.

Спустя 60 лет после этих событий "Thomas Donaldson" обследовали водолазы Северного флота. До 2010 года место гибели транспорта регулярно посещали ветераны войны, участники ассоциации Полярных конвоев и представители командования Северного флота, выходившие в район гибели «Thomas Donaldson» на судах управления поисковых и аварийно-спасательных работ для отдания почестей участникам союзных конвоев, погибшим в годы Великой Отечественной войны в Баренцевом море.
Летом 2014 года «Thomas Donaldson» был обследован специалистами управления аварийно-спасательных работ Северного флота. Транспорт лежал на грунте на глубине около 60 метров. В ходе обследования были обнаружены танки Sherman М4А2(76)W. Так как судно при затоплении разломилось на три части, они оказались не в трюме, а на грунте. Было поднято три танка.

В 2015 году работы по подъему техники с «Thomas Donaldson» продолжились. Удалось поднять 90-мм американское зенитное орудие М2 и каток-асфальтоукладчик (кто бы мог подумать, что по ленд-лизу поставляли даже асфальтоукладчики). Кстати, на дне осталось еще много различной техники обнаружен паровоз, ещё асфальтоукладчики и огромные кучи снарядов. Есть сообщения что подняли ещё два Sherman М4.
Судьба двух поднятых со дна Sherman М4А2(76)W с орудием M1А2 (все танки оказались из одной партии - выпуска Fisher Body Tank Arsenal, декабрь 1944 года)  сложилась удачно. Их почистили, покрасили, немного отреставрировали на Невском судостроительно-судоремонтном заводе (По словам Главного строителя завода Петра Булгакова: "Трансмиссия, катки, которые приводят в движение гусеницы, они в довольно хорошем состоянии, есть целая резина, подшипники внутри - они все смазанные, они вращаются, то есть довольно-таки неплохое состояние") и отправили в музеи .
Один попал в Музей авиации северного флота в посёлке Сафоново.


В музее есть большой ангар, с самолетами времен ВОВ и послевоенными. Машины ВОВ отреставрированы плохо, послевоенная техника в хорошем состоянии. На открытой площадке возле ангара, на май 2016 года, находились: Тягач на базе Sherman M4A2E8, Sherman М4А2(76)W, три ИСУ-152, один ИС-2М и один ИС-3М.

Адрес: РФ, Мурманская область, пос. Сафоново.
69°03'42.4"N 33°17'16.6"E
График работы и условия на сайте.

Полный фотоотчет о поездке смотрите по ССЫЛКЕ



Техника в музее постоянно изменяется, вот найденная на просторах интернета фотография 2013 года:


А вот фотография 1997 года:


Попасть в музей сложно так как он находится на закрытой территории и пускают туда только по пропускам, которые оформляют 30 дней, группам от 10 человек!!! Можно обратится к турфирме, мы обратились, нас было 4 человека, с каждого взяли по 2500 рублей. За вход в музей пришлось платить отдельно, это не много, но цена посещения подросла. На сайте музея написано, что он выходной по воскресеньям и понедельникам, а на самом деле выходные вторник и среда. Мы планировали поездку по данным с сайта и приехали во вторник. К счастью сотрудник турфирмы, созвонился с руководством музея и музейщики вышли на работу в свой выходной. Нам провели экскурсию по основной экспозиции. Затем мы прошли в музейный домик Гагарина, где не было ни одной оригинальной вещи первого космонавта. И вот, наконец, мы  в Ангаре, с большим количеством самолётов, собственно за чем мы и прилетели.
Пофотографировать удалось минут сорок пять, дальше задерживать людей было не удобно.
Музей оставляет неоднозначное впечатление.
Положительное:
Отзывчивые сотрудники музея готовые выйти на работу в свой выходной.
Новые, качественные здания музея и ангара для хранения техники.
Интересная экспозиция по истории авиации с Северного-флота. Есть редкие самолёты которых нет даже в Монино. Есть полтора Шермана, коего не часто встретишь на просторах Нашей Родины.
Отрицательное: 
Нервотрепка с оформлением пропусков.
Ошибочная информация на сайте музея.
Низкое качество реставрации самолетов ВОВ.
Нестабильность экспозиции БТТ.

Второй Sherman поселился в Военно-историческом музеи артиллерии, инженерных войск и войск связи в городе Санкт-Петербург.


Судьба остальных мне пока неизвестна – узнаю, обязательно сообщу.
Любопытная деталь: Тягач на базе довольно редкого Sherman M4A2E8 с орудием M1А2 на новом шасси HVSS с 584 мм траками T66, “Шерманы” этой модификации поставлялись в самом конце войны и их  часто путают с Sherman М4А2(76)W с орудием M1А2 на шасси VVSS.
КРАТКАЯ СПРАВКА:
СССР стал вторым, после Великобритании, по объему получателем «Шерманов». В СССР американские «Шерманы» начали поступать в ноябре 1942 года, но в заметных количествах этот танк появился в советских войсках только в конце 1943 года. Несколько десятков «Шерманов» участвовало в Курской битве. Начиная с весны 1944 года, «Шерманы» были задействованы практически во всех сражениях на всех фронтах Великой Отечественной войны.

Танкисты приняли американские танки хорошо, особенно отмечалось удобство работы экипажа, а также очень высокое качество приборного оборудования и средств связи. Попасть служить на «иномарку» считалось удачей.  Любопытная деталь – в состав комплекта оборудования "Шермана" входили кофеварки, что производило большое впечатление на советских механиков, готовивших танки к эксплуатации.

В СССР танки, полученные по ленд-лизу, старались объединять в отдельные части (на уровне танковых батальонов или бригад), для упрощения подготовки экипажей и снабжения. Большое количество поступающих в СССР «Шерманов» позволило создать и целые корпуса (например, 1-й гвардейский механизированный корпус, 9-й гвардейский танковый корпус), вооружённые только этим типом танка.

Альбом: Возвращение Шерманов

Комментариев нет:

Отправить комментарий